Обратимся к словарям. Склонить означает убедить, уговорить [1]; постоянно упоминать, делать предметом обсуждений, разговоров [2]. Убедить — это «заставить поверить чему-нибудь, уверить в чем-нибудь» [3]. Не маловажную роль для составления общей картины играют синонимы. Для склонения, среди прочих, приводят такие: подталкивание, побуждение, умасливание, уговаривание, стимулирование [4]. Принуждение, в свою очередь, определяется через насилие, применение силы, взыскание, давление, вынуждение, шантаж, нажим, диктат, заставление, обязывание и т. д. [5]. Проявляется оно через требование, приказ, угрозу, физическое или сильное моральное наказание и другие способы [6]. С. И. Ожегов привел следующее определение: «принуждение — ПРИНУДИТЬ, ужу, удишь; уждённый (ён, ена); сов., кого (что) к чему и с неопр. Заставить сделать что н.» [7]. Таким образом, с позиции русского языка принуждение и склонение имеют различную природу.
Теперь обратимся к статьям Особенной части УК, где упоминается принуждение. Например, в ст. 184 УК последнее использовано в качестве альтернативного действия по отношению к склонению. Также какая-либо соподчиненность рассматриваемых понятий отсутствует в ст. 205.1, 282.1 и 282.2 УК, где принуждение входит в состав «иного вовлечения» [8].
В литературе существует мнение о том, что «принуждение (как физическое, так и психическое) вполне подпадает под признаки угрозы или другого способа», соответственно может рассматриваться в качестве подстрекательства [9]. Однако данное утверждение ошибочно в части определения главного и зависимого понятий — угроза является разновидностью принуждения, а не наоборот. Доказать это достаточно просто. Во-первых, если признать принуждение видовым понятием по отношению к угрозе, то в таком случае все способы первого также должны иметь отношение к угрозе. Очевидно, что в отношении насилия, ограничения свободы, использования зависимого положения и т. д. такого вывода сделать нельзя. Во-вторых, например, в ч. 1 ст. 302 УК законодатель использует формулировку «принуждение путем угроз». Таким образом, здесь последняя выступает способом принуждения, что, соответственно, исключает возможность его рассмотрения в качестве одного из способов склонения.