Защита дизайна интерьера

/ Защита дизайна интерьера
Обнаружили созданный вами дизайн интерьера у конкурентов и хотите привлечь их к ответственности?

Обратите внимание на неоднозначные моменты, которые возникают на практике.

1. В какой форме должен существовать дизайн интерьера, чтобы подлежать защите?

Речь о форме, в которой должен быть объективирован дизайн, чтобы можно было говорить о нарушении прав на него.

На практике можно встретить несколько подходов:

В одном деле суд пришёл к выводу об отсутствии дизайна интерьера как объекта авторского права, так как в материалах дела имелась только фотография помещения. В то же время системное толкование норм ст. 1259, 1270 и 1294 ГК РФ, а также значение слова «дизайн» позволяют говорить о том, что дизайн защищается только в виде проектов и чертежей. Между тем, последние истцом представлены не были (постановление 9ААС от 24.11.2017 № 09АП-51 232/2017-ГК по делу № А40−146 467/2016).

В другом деле суд отметил, что российское законодательство не устанавливает требований в отношении форм существования произведений дизайна, следовательно, допуская, что дизайнерское решение может быть объективировано, в том числе, в фотографиях (постановление СИП от 18.01.2016 № С01−1286/2014 по делу № А40−169 281/2013).

Аналогичный вывод можно сделать из постановления СИП от 30.03.2016 по делу № А76−12 136/2014. Там сторонами велись споры о соотношении понятий «дизайн» и «макет». Суд указал, что макет является лишь разновидностью объективной формы, в связи с чем указание в приказе от 25.11.2003 № 114 на разработку макета изделий само по себе не свидетельствует о задании на создание иного по сравнению с дизайном объекта авторских прав и не препятствует охране дизайна мебельной опоры в качестве произведения дизайна (объекта авторского права), пока не доказано иное.

Тем не менее для исключения рисков при защите прав на дизайн интерьера лучше представлять в суд не только фото конечного результата, но и изначальный дизайн-проект.

2. Что будет являться нарушением прав на дизайн интерьера?

Любое использование дизайна интерьера без разрешения правообладателя за исключением случаев, указанных в ст. 1273−1275 ГК РФ, является нарушением прав дизайнера. Если мы говорим о применении дизайн-проекта в деятельности конкурентов, то, очевидно, указанные статьи значения иметь не будут. Там про свободное использование произведений в личных, научных, культурных целях и т. д.

Теперь обозначим самые распространённые способы нарушений прав на дизайн интерьера.
Практическая реализации дизайна-проекта. Казалось бы, самый очевидный способ нарушения, но на практике он встречается редко. Дело в том, что в современном мире следы нарушений куда проще обнаружить в интернете, нежели в реальном мире, поймав за руку строителей. на дизайн интерьера.
Способ № 1
Размещение дизайн-проекта или фото чужого интерьера в интернете, в том числе в портфолио компании (постановление СИП от 02.12.2019 № С01−1185/2019 по делу № А09−12 945/2018).

Это, пожалуй, способ № 1 по популярности. Желая создать благоприятное впечатление, владельцы сайтов порой бессовестно собирают плоды усилий других дизайнеров. Хорошо, что их можно привлечь за это к ответственности.
Способ № 2
Направление потенциальным заказчикам коммерческого предложения по реализации спорного дизайна интерьера (постановление 9ААС от 20.01.2016 № 09АП-56 914/2015-ГК по делу № А40−175 745/2014).

С учётом этого иногда даже полезно приобрести подобное КП, чтобы иметь для суда дополнительное доказательство нарушения прав дизайнера.
Способ № 3
Приведённый перечень отнюдь не является исчерпывающим. Также помните, что отсутствие 100% совпадения между сравниваемыми дизайн-проектами не всегда означает отсутствие нарушения. Переработка дизайна интерьера — самостоятельный способ его нарушения. Подробнее смотрите вопрос № 5 «Дизайн был изменён: можно ли требовать защиты?».

3. Можно ли размещать в своём портфолио дизайн-проект интерьера, который был создан по заказу?

Да, если в договоре на разработку дизайна интерьера это прямо не запрещено и использование обусловлено собственными нуждами. При этом под собственными нуждами понимается потребность использовать произведение в своей деятельности (в том числе коммерческой).

Однако автор дизайна интерьера не вправе распространять такое произведение, в частности, заключать в отношении него какие-либо договоры. Соответственно, предложение повторно реализовать разработанный ранее дизайн уже будет нарушением прав заказчика (постановление СИП от 22.07.2019 № С01−620/2019 по делу N А17−2656/2018).
О других ключевых разъяснениях судебных органов по вопросам защиты интеллектуальной собственности вы всегда можете узнать на нашем телеграм-канале «Pro IP»

4. Может ли распространение фото, сделанного в интерьере, свидетельствовать о нарушении прав на дизайн?

Имеется в виду случай, когда вы, например, фотографируете что-то или кого-то в интерьере.

Однозначного ответа на этот вопрос нет. При выстраивании позиции нужно разобраться с целым ворохом вопросов.

Вот только некоторые из них:
А есть ли вообще дизайн? Или речь о практическом решении по расположению предметов, которое не охраняется в силу п. 5 ст. 1259, п. 3 ст. 1270 ГК РФ?
Воплощение дизайнерского проекта в объемно-пространственной форме представляет собой способ реализации исключительного права на дизайн (пп. 10 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Соответственно, вопрос, а может ли наступать ответственность за использование не самого объекта авторского права, а результата его воплощения?
Имеет ли какое-либо значение отсутствие упоминания дизайна в п. 2 ст. 1276 ГК РФ (про места, открытые для свободного посещения)?
Однажды мы вели дело, в котором истец пытался взыскать с нашего доверителя 8 000 000 рублей за то, что тот использовал в журнале фото, сделанное (по утверждению истца) у него дома.

Центральную часть фотографии занимал рекламируемый предмет. Также в кадр частично попали шкаф, камин, пол и окно. Представитель истца доказывал, что тем самым ответчик нарушил права истца на дизайн интерьера.

Мы отстояли интересы доверителя, аргументировав свою позицию тем, что в данном случае не доказано не только наличие у истца прав на дизайн, но и само существование последнего как объекта авторского права.

Дело, признаться, весьма неоднозначное. Очень многое зависело от аргументации сторон. Мы оказались убедительней (постановление СИП от 03.04.2018 № С01−285/2017 по делу № А40−146 467/2016).

5. Нужно ли арендатору разрешение правообладателя на использование интерьера помещения?

Если арендатор сам не создаёт интерьер по чужому проекту или не вносит изменений в уже созданный дизайн, то какие-либо претензии к нему беспочвенны.

Однажды сослаться на отсутствие разрешения попробовала компания, специализирующаяся на разработке дизайнерских и архитектурных решений. Обнаружив в интернете ресторан, использующий разработанный для третьего лица дизайн, истец обратился в суд, потребовав двукратную стоимость дизайн-проекта — 612 000 рублей.

Между тем, суд установил, что ответчик использует не исключительное право на дизайн-проект, а материальный объект — помещение с ремонтом, выполненным третьим лицом по дизайн-проекту. А в предмет доказывания по спорам о защите прав на дизайн входит два обстоятельства: принадлежность истцу исключительного права и использование объекта авторского права именно ответчиком.

В данном случае факт воспроизведения дизайна, его переработки или практической реализации дизайнерского проекта именно ответчиком доказан не был (постановление СИП от 22.07.2015 № С01−546/2015 по делу № А40−145 318/2014).

6. Какие требования при нарушении прав на дизайн интерьера предъявлять не следует?

Если вы хотите пресечь нарушение и взыскать компенсацию, то формулировать отдельно требование о признании прав на дизайн интерьера не нужно. Данное обстоятельство входит в предмет доказывания по делу. То есть вам просто нужно будет предоставить доказательства авторства. Подробнее о них в вопросах № 3 и 4 в статье «Защита дизайна: вопрос-ответ».

Более того, признание авторства относится к компетенции судов общей юрисдикции (постановление СИП от 02.12.2019 № С01-1185/2019 по делу № А09-12945/2018). Компенсацию же вы будете взыскивать, скорее всего, в арбитражном суде.
О признании права на дизайн интерьера
В отличие от предыдущего данное требование не просто бесполезное, но в корне неверное.

Дело в том, что такой запрет вытекает напрямую из нормы закона (п. 1 ст. 1229 ГК РФ). Суд, между тем, рассматривает дела всегда в ретроспективе, т. е. в отношении того, что имело место в прошлом.

Соответственно, правильней заявлять требование о пресечении действий (удалении информации с сайтов, уничтожении материальных носителей), но не о запрете нарушать ваши права на будущее (п. 57 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

О том, что можно просить от нарушителя, читайте подробнее в вопросе № 7 «Что можно требовать при защите прав на дизайн?». На консультации мы также подскажем, какой способ расчёта компенсации является более выигрышным по делам о защите прав на дизайн интерьера. Напишите нам на info@msablina.ru или позвоните по тел.: +7 (995) 787-95-77.
О запрете использовать дизайн интерьера

7. Что учесть при выстраивании позиции по защите дизайна интерьера?

Всё, что было написано выше. Также тщательно продумывайте все доводы заранее и не откладывайте их изложение на потом. Последнее время суды активно применяют принцип процессуального эстоппеля. Это значит, что если изначально сторона не оспаривала какое-либо обстоятельство, то бесполезно начинать на него ссылаться в вышестоящих инстанциях. Суд признает такое поведение недобросовестным и не примет довод во внимание.

Например, в одном деле ответчик на этапе обжалования пытался продвинуть идею о том, что данный спор подведомственен судам общей юрисдикции, поэтому решение арбитражного суда не может быть законным. Суд по интеллектуальным правам не согласился с доводами ответчика и вдобавок указал следующее:
«Наряду с этим суд кассационной инстанции обращает внимание на то, что при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанциях ответчиком не заявлялось никаких возражений о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду. Иными словами компетенция арбитражного суда на рассмотрение данного спора была признана ответчиком, в связи с чем в дальнейшем ответчик утрачивает право ссылаться на данное обстоятельство в силу принципа процессуального эстоппеля (ч. 1 ст. 9, ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ)»
(постановление СИП от 02.12.2019 № С01−1185/2019 по делу № А09−12 945/2018)

Если чёткого понимания стратегии нет, делегируйте задачу юристам. Кстати, мы до заключения договора на судебное представительство всегда проводим оценку перспектив.

Поверьте, лучше потратить 20 000 — 30 000 рублей на понимание того, чем всё может закончиться, чем заплатить 150 000 рублей и увязнуть в бестолковом процессе.
В этой статье раскрыты специфические моменты, связанные с защитой конкретного объекта — интерьера.

Для получения представления о судебной перспективе по защите дизайна в целом, рекомендуем ознакомиться со статьёй «Защита дизайна: вопрос-ответ». В ней раскрыты вопросы, связанные с доказыванием авторства, последовательностью действий, вариантами требований и т. д.
Внимание!
Автор статьи: Майя Саблина, директор Лаборатории права
Статья подготовлена с учётом редакции нормативных правовых актов, действующей на 30.05.2020 г.

8. Стоимость ведения дел по защите прав на дизайн интерьера

Ниже указана ориентировочная стоимость услуг по защите дизайна в Лаборатории права Майи Саблиной:
Консультация по вопросам защиты прав на дизайн интерьера
15 000 руб.
Оценка перспектив по делу о защите прав на дизайн интерьера
20 000 - 30 000 руб.
Составление претензии / ответа на претензию по спору о правах на дизайн интерьера
20 000 - 30 000 руб.
Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн интерьера в суде первой инстанции
от 150 000 руб.
Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн интерьера на этапе обжалования
от 80 000 руб.
Не нашли ответа на свой вопрос? — Задайте его в комментариях или пишите на почту info@msablina.ru. Не бойтесь защищать свои права и делайте это с нами!

Ещё больше актуальной информации о защите интеллектуальной собственности в телеграм-каналах Майи Саблиной

Обзоры судебной практики, пост-релизы мероприятий, аналитика в сфере IP
О ваших правах на интеллектуальную собственность простым языком
Анонсы конференций, встреч, обсуждение трендов IP-мира
PRO IP
Защита креатива
IP Family
Подписывайтесь и будьте в курсе тенденций!

Читайте также

Создайте вы интерьеры, сайты, украшения, скульптуры или предметы дизайна в любой другой сфере, могут найтись те, кто решит поживиться за ваш счёт. Как защитить свои права …
Защита дизайна: вопрос-ответ
В России охраняются различные результаты интеллектуальной деятельности. Полный и исчерпывающий их перечень приведён в ст. 1225 ГК РФ. Дизайн изделий …
Дизайн изделия: авторское или патентное право?
На сегодняшний день интернет стал неотъемлемой составляющей взаимодействия людей — для позиционирования себя в интернет-пространстве Вам потребуется …
Создание сайта: юридическое оформление

Контакты

Ежедневно с 11.00 до 21.00
Москва, проспект Вернадского, дом 41, строение 1, кабинет 722
Лаборатория права Майи Саблиной
Мы в социальных сетях