Защита дизайна: вопрос-ответ

/ Защита дизайна: вопрос-ответ
Создайте вы интерьеры, сайты, украшения, скульптуры или предметы дизайна в любой другой сфере, могут найтись те, кто решит поживиться за ваш счёт. Как защитить свои права на дизайн, доказать, что они принадлежат именно вам, и на чём строить позицию, читайте в этой статье.

1. Какие есть способы защиты прав на дизайн?

Существуют три способа защиты прав на дизайн:

1) авторское право,
2) патент на промышленный образец,
3) товарный знак.

В идеале для защиты дизайна изделий должен применяться патент на промышленный образец. Только здесь есть несколько НО. Во-первых, он подходит только для изделий промышленного или кустарно-ремесленного производства (сайты, интерьеры и проч. сюда уже не вписываются). Во-вторых, закон предъявляет достаточно серьёзные требования к новизне и оригинальности подобных изделий. В-третьих, защита промышленного образца действует не более 25 лет. В-четвёртых, нужно пройти процедуру, требующую значительных финансовых и временных затрат.
Если кратко, то к патенту на промышленный образец я рекомендую прибегать в крайнем случае. Прекрасно то, что его отсутствие вовсе не препятствует защите прав на дизайн. Подробнее об этом вы можетет прочитать в статье «Дизайн изделия: авторское или патентное право?».

Товарный знак лишён части описанных выше недостатков и в какой-то степени позволяет приобрести бессрочную монополию на придуманное визуальное решение. Правда, и тут есть масса требований к обозначению и оснований для отказа. В частности, заявляемое для регистрации изображение должно иметь различительную способность и не быть сходным до степени смешения с другими средствами индивидуализации.

Подробнее о товарных знаках вы можете прочитать в следующих статьях:

Авторское право защищает дизайн просто в силу того, что человек создал некий продукт в результате творческого труда. Причём даже фотографирование признаётся творческим трудом, несмотря на то, что для снимка может потребоваться только техническое нажатие на кнопку фотоаппарата или телефона.

Авторское право прекрасно тем, что оно не требует ни регистрации, ни уплаты каких-либо пошлин. Создал и пользуйся всю свою жизнь, и ещё потомки на протяжении 75 лет после смерти дизайнера смогут пожинать плоды его деятельности. Главное – собрать доказательную базу, которая позволит доказать принадлежность исключительных прав на дизайн.

Резюме: в большинстве случаев авторское право в полной мере способно защитить интересы дизайнеров. С учётом этого далее будем говорить про этот способ защиты.

2. Нужно ли регистрировать авторские права на дизайн?

Нет, не нужно. В России отсутствует какой-либо официальный реестр авторских прав, в том числе в отношении дизайн-проектов. Автором считается тот, кто создал произведение. Соответственно, в случае споров необходимо предоставить доказательства создания дизайна или приобретения исключительных прав на него (под исключительными правами мы понимаем, условно, право распоряжения).

3. Как доказать, что я создал дизайн?

Вариантов масса.

1. Распечатайте дизайн-проект на бумаге или сохраните его на диске и отправьте Почтой России себе на адрес. В чём фокус? На конверте будет стоять штемпель с датой отправки. Самое главное: не вскрывать письмо до разрешения спора в суде. Этим должен заниматься судья, а результаты осмотра подлежат отражению в протоколе. По тому же принципу файл с дизайн-проектом, отправленный по электронной почте, также позволит защитить ваши права на дизайн.

2. Опубликуйте своё творчество в социальных сетях или на сайте и сделайте скриншот экрана. Получите сразу два доказательства: запись на площадке и дату создания файла, где будет сохранён скриншот. Кстати, если обнародовать дизайн вам не хочется, то можно воспользоваться опцией «частная/закрытая группа».

3. Воспользуйтесь услугами по депонированию, которые предоставляют различные организации (n'RIS, IREG и др.). Хотя, на мой взгляд, при наличии альтернатив тратить деньги на подобные услуги несколько бессмысленно.
4. Заверьте подпись на экземпляре, где будет визуализация дизайна, у нотариуса.

5. Нередко дизайнеры участвуют со своими работами в выставках и конкурсах — запросите подтверждающие документы у организаторов. Аналогичный шаг будет уместен, если дизайн был частью проекта, который вы защищали в процессе обучения.

Нужно ли обеспечить выполнение всех описанных выше условий? Вовсе нет. Парочки из них будет вполне достаточно. Вообще нет ничего из перечисленного? Звоните, будем искать зацепки вместе (+7 (995) 787-95-77).

4. Что делать, если дизайн разрабатывается по заказу?

В таком случае нужно обеспечить переход к вам исключительных прав на дизайн. Рассмотрим несколько вариантов.

1. Вы заказываете разработку дизайна у фрилансера

Заключите с дизайнером договор авторского заказа, где будут чётко сформулированы задача, сроки выполнения работ и стоимость. По итогам выполнения подпишите акт. Визуализация дизайна может быть:
 частью бумажного акта,
 сохранена на диске, правильно прикреплённого к договору,
 направлена по e-mail, о чём в акте будет соответствующая отсылка.

2. Вы заказываете разработку дизайна у компании

Потребуется всё то же самое с той лишь поправкой, что договор правильно будет именовать договором подряда, а не договором авторского заказа. Дело в том, что автором дизайна может быть только человек, но не компания. Также убедитесь, что в тексте договора есть условие о переходе исключительных прав на дизайн к заказчику.
3. Дизайн разрабатывают сотрудники

Да, по общему правилу, все творения в рамках выполнения трудовой функции считаются служебными произведениями, права на которые возникают у работодателя. Но помните, что вам потребуется доказать, что спорный дизайн был выполнен сотрудников именно в рамках исполнения трудовых обязанностей.

Для этого необходимо чётко регламентировать процесс постановки задач и приёмки выполненного результата. И дело не только в том, что сотрудник потом может сказать, что создал дизайн в свободное от работы время и все права принадлежат ему.

Принадлежность истцу исключительных прав входит в предмет доказывания по делам о защите прав на дизайн. И если суд таких доказательств не увидит, то просто откажет в иске. И вы даже не представляете, насколько придирчивы в этом аспекте судьи.
Например, указания в должностной инструкции на то, что арт-директор:

 несет ответственность за оформление печатной рекламы и представительской продукции,
 создает новые стили оформления продукции,
 разрабатывает и внедряет усовершенствованные элементы дизайна,

оказалось для суда недостаточно, чтобы констатировать, что в обязанности сотрудника входили создание и разработка дизайна упаковок (решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2019 по делу N А40−256 611/17−91−2115).

4. Вы не подписывали какой-либо договор, но хотите это сделать сейчас

В таком случае оптимальным вариантом будет договор об отчуждении исключительных прав на дизайн.

Чтобы бизнес не утонул в исках тех, кто на самом деле делал работу для вас, а теперь просто решил поживиться, уделите должное внимание документам. Если времени разбираться самим нет, доверьте эту задачу юристам. В Лаборатории права Майи Саблиной вас проконсультируют, помогут с оформлением документов и, при необходимости, будут отстаивать ваши права в суде.

5. Дизайн был изменён: можно ли требовать защиты?

Переработка – один из способов распоряжения исключительным правом на дизайн. Условно: в этом году вы создали одно оформление клумбы, а в другом придумали, как его улучшить, сохранив при этом основную часть композиции. Если это сделает кто-то другой, то, возможно, имеет место нарушение прав дизайнера.

Но где проходит грань между созданием нового и переработкой? Конечно, никаких чётких критериев вы не найдёте. Ведь мы говорим о творчестве. На практике возможны три варианта развития событий:

1) переработка очевидна – суд удовлетворяет требования,
2) сходство видит только истец – его ждёт отказ,
3) всё неоднозначно – быть экспертизе.

И в последнем случае очень многое зависит от того, кто будет назначен экспертом и какие вопросы перед ним будут поставлены.
Кстати, учтите, что совпадение идей, положенных в основу дизайна, не обязательно свидетельствует о переработке. Так, эксперт в одном деле отметил следующее: «Решения обеих обложек являются результатом творческого переосмысления и переработки традиций индийской миниатюры, оформления Корана, результатом продуманного подбора фотографических изображений и переосмысления традиционных орнаментов и форм в современной стилистике, но при этом оба дизайна имеют существенные различия в их образном и эмоциональном строе, семантике, колорите, различия в композиции, что не позволяет рассматривать их как зависимые друг от друга произведения» (постановление Суда по интеллектуальным правам от 20.09.2018 № С01-687/2018 по делу № А40-8248/2017).

6. Что делать при обнаружении нарушения прав на дизайн?

Если кратко, то обратиться к нарушителю с претензией и в случае игнора с его стороны подать иск в суд.

Но на практике, конечно, возникает массу вопросов. Иногда даже не ясно, кто должен быть ответчиком. Предположим, вы обнаружили сайт, на котором используется разработанная для вас дизайн-концепция. В таком случае требования могут быть предъявлены как к администратору доменного имени, так и к лицу, фактически осуществляющему его использование.

Как понять, кто есть кто?

Фактического пользователя можно определить по информации на сайте. Например, в контактах или «подвале» сайта будут указаны реквизиты компании. Если эти данные скрыты, то можно оформить заказ и посмотреть требующуюся информацию там.

С администратором доменного имени посложнее. В первую очередь, конечно, стоит обратиться к сервису WHOIS. Но зачастую сайты оформлены на частных лиц, данные о которых скрыты. В таком случае потребуется адвокатский запрос.
Как только ответчик будет определён, необходимо написать в его адрес претензию, где чётко изложить, в чём заключается допущенное нарушение прав на дизайн и что вы требуете от адресата. Только не забудьте до этого зафиксировать само нарушение (сделать скриншот, составить протокол осмотра сайта у нотариуса, провести контрольную закупку и т. д.). Если реакции на претензию не последует в течение 30 дней с момента направления документов или она будет отрицательной, то необходимо подать иск о защите прав на дизайн в суд.

Стоимость сопровождения судебных споров в Лаборатории права Майи Саблиной составляет в от 150 000 рублей. С актуальной судебной практикой в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность вы также можете знакомиться на нашем телеграм-канале Pro IP. На примере чужих кейсов читатели могут почерпнуть полезные лайфхаки и узнать о том, как не допустить досадных ошибок при построении собственного бизнеса. Подписывайтесь и будьте в курсе тенденций.

7. Что можно требовать при защите прав на дизайн?

К нарушителю прав на дизайн могут быть предъявлены как материальные требования (ст. 1301 ГК РФ), так и нематериальные (ст. 1252 ГК РФ).

К последним относятся требования о пресечении нарушения, признании права, изъятии и уничтожении контрафакта и т. д. Пожалуй, разбирать их подробно в рамках настоящей статьи мы не будем. Дело в том, что тут всё очень индивидуально и читателям будет скучно вникать в то, что не имеет к ним отношения. А вот для материальных требований можно вывести несколько обобщений, полезных для всех.

Итак, закон предлагает нам три варианта расчёта денежной компенсации:

1) в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей,
2) в 2-кратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;
3) в 2-кратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.
Какой же способ расчёта выгоднее использовать при предъявлении иска о защите прав на дизайн?

Зависит от нарушения. Например, если вы пытаетесь защитить дизайн, который был использован для большого количества товаров, то, вероятно, выгоднее выяснить объём контрафакта и заявить к возмещению его двукратную стоимость. По такому пути пошла, в частности, издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», защищая дизайн-макет медицинского атласа (решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.03.2015 по делу № А53−23 373/14). Стоимость одного экземпляра ответчика составляла порядка 2 000 рублей, а тираж насчитывал 2 000 единиц. Истец самостоятельно снизил требования до 1 200 рублей за штуку и в итоге получил 2 400 000 рублей компенсации.

Третий вариант (двукратная стоимость использования права) будет уместен в тех случаях, когда финансово привлекателен сам способ использования. Например, вы разработали дизайн интерьеров, который активно предоставляли рекламодателям. Но кто-то воспользовался им без вашего разрешения. В качестве подтверждения можно будет предоставить договор с контрагентом, где указана стоимость использования права. Подобным способом воспользовался автор шрифта в одном деле и в итоге взыскал с ответчика порядка 4 000 000 рублей (решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.12.2017 по делу № А40−207 093/16−51−2080). Ремарка: шрифт, конечно, дизайном не является, но суть расчёта от этого не меняется.
Если в вашем случае нет ни контрафакта, ни перспектив дорогостоящей лицензии, воспользуйтесь первым способом расчёта – компенсация от 10 000 до 5 000 000 рублей. Но будьте аккуратны. Многие думают, что заявлять нужно максимально возможную сумму по принципу «больше попросишь, больше присудят». Не торопитесь. Тут есть один важный нюанс.

Представьте, что заявите вы 5 000 000 рублей, а суд удовлетворит 50 000. Потом ответчик пойдёт взыскивать судебные расходы. Правило распределение расходов следующее: пропорционально результату.

Предположим, каждая из сторон потратила на представителя 100 000 рублей. Считаем. Удовлетворён 1% исковых требований. Соответственно, истцу на компенсацию судебных расходов полагается 1 000 рублей, ответчику – 99 000 рублей. Да, вам не кажется, в итоге ответчик ещё и в выигрыше окажется. Недавно подобное дело до Верховного Суда РФ дошло (определение от 26.02.2020 по делу № А40-14914/2018 (305-ЭС19-26346). Ещё и расходы на госпошлину учитывать надо.

Поэтому прежде, чем кидаться в процесс, оцените перспективы. Мы всегда начинаем с этого шага. Поверьте, лучше потратить 20 000 – 30 000 рублей на прощупывание почвы и осознание бесперспективности процесса, чем увязнуть в ненужном разбирательстве на пару лет и в итоге оказаться в минусе.

8. В каких случаях ссылаться на дизайн бесполезно?

Иногда люди ошибочно полагают, что имеет место нарушение их прав на дизайн. Давайте разберём наиболее распространённые заблуждения.

1. Под вопросом само существование дизайна

В одном деле, где мы отстаивали интересы ответчика, судья спросил у истца: «А почему вы вообще считаете это дизайном?». Речь шла о фото, на котором был запечатлён угол комнаты, а в центре кадра располагалось кресло. Представитель с вдохновением ответил: «Это эстетически красиво!». На это председатель коллегии уточнил: «То есть я могу тут посреди комнаты поставить стул и тоже говорить, что это дизайн?». Дело истец проиграл (постановление СИП от 03.04.2018 № С01−285/2017 по делу № А40−146 467/2016).

Другой пример. Истец пытался доказать, что ответчик предлагает клиентам модели домов, дизайн которых был разработан сотрудниками первого. Однако суд отметил, что истцом не представлены доказательства того, что защищаемые проекты содержат признаки новизны, творчества и оригинальности, что позволило бы отнести их к объектам авторского права (решение Арбитражного суда Ярославской области от 02.11.2012 по делу N А82−8030/2012). Подробнее о защите дизайна интерьеров читайте в этой статье.

Вывод: не всё то золото, что блестит.
2. Схожи не сами дизайны, а идеи, положенные в их основу

Ничто не ново под луной (Н.Карамзин). Помните пример с обложкой книг, авторы которых были вдохновлены индийской тематикой? Даже в отношении величайших открытий человечества встречаются споры о первенстве. Что уж говорить, об интерпретациях в дизайне.

Однажды к нам обратился доверитель для оценки претензии от конкурента, который запрещал ему выполнять заказы по определённым тематикам. Из серии: «Я первый сделал скульптуру в виде рояля, вы не имеете права делать ничего подобного». Но почему нет? Может, мы теперь должны каждый раз спрашивать разрешение у создателя этого музыкального инструмента, чтобы сделать визуализацию рояля? Конечно, нет.

Только не стоит приходить к ложному выводу, что можно смело копировать любой дизайн и ссылаться на неохраноспособность идей. Существенное значение будет иметь то, как именно выглядит спорный предмет. Если дизайнер повторит все отличительные черты, то иск может быть удовлетворён. Но если изменить конфигурацию ножек, резьбу, орнамент, угол наклона крышки, то шансы истца будут стремиться к нулю.
3. Скопировано техническое решение, а не дизайн

За консультацией обратился предприниматель, который придумал и запатентовал интересный способ оформления флеш-накопителей. Хитрые конкуренты тут же подсуетились и выпустили на рынок нечто подобное. К сожалению, по линии патента доказать нарушение права было нельзя. Тогда бизнесмен подумал, что было бы здорово воспользоваться авторским правом. Но, увы, с этой стороны подступиться тоже было нельзя.

Речь шла о брелке классической прямоугольной формы с круглым отверстием для держателя в одном из углов. Изюминка в виде необычного покрытия (способа его создания) защищалась патентом. Дизайнерское решение (визуализация) у конкурентов было совершенно другим.
Автор статьи: Майя Саблина, директор Лаборатории права
Статья подготовлена с учётом редакции нормативных правовых актов, действующей на 28.04.2020 г.

9. Стоимость услуг юриста по защите прав на дизайн

Ниже указана ориентировочная стоимость услуг по защите дизайна в Лаборатории права Майи Саблиной:
Консультация по вопросам защиты прав на дизайн
15 000 руб.
Оценка перспектив по делу о защите прав на дизайн
20 000 - 30 000 руб.
Составление претензии / ответа на претензию по спору о правах на дизайн
20 000 - 30 000 руб.
Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн в суде первой инстанции
от 150 000 руб.
Судебное представительство по вопросу защиты прав на дизайн на этапе обжалования
от 80 000 руб.
Не нашли ответа на свой вопрос? — Задайте его в комментариях или пишите на почту info@msablina.ru. Не бойтесь защищать свои права и делайте это с нами!

Ещё больше актуальной информации о защите интеллектуальной собственности в телеграм-каналах Майи Саблиной

Обзоры судебной практики, пост-релизы мероприятий, аналитика в сфере IP
О ваших правах на интеллектуальную собственность простым языком
Анонсы конференций, встреч, обсуждение трендов IP-мира
PRO IP
Защита креатива
IP Family
Подписывайтесь и будьте в курсе тенденций!

Читайте также

Обнаружили созданный вами дизайн интерьера у конкурентов и хотите привлечь их к ответственности? Обратите внимание на неоднозначные моменты, которые возникают на практике ...
Защита дизайна интерьера
В России охраняются различные результаты интеллектуальной деятельности. Полный и исчерпывающий их перечень приведён в ст. 1225 ГК РФ. Дизайн изделий …
Дизайн изделия: авторское или патентное право?
Мало кто знает, что за создание результатов интеллектуальной деятельности (РИД) сотруднику помимо зарплаты полагается авторское вознаграждение. А ведь к РИД относятся тексты, фото, дизайн-проекты, программные коды …

Контакты

Ежедневно с 11.00 до 21.00
Москва, проспект Вернадского, дом 41, строение 1, кабинет 722
Лаборатория права Майи Саблиной
Мы в социальных сетях