Правовые аспекты производства продукции

Еженедельно мы публикуем в Telegram посты, раскрывающие правовые аспекты ведения малого бизнеса. Темы освещаются поочерёдно: запуск бизнеса, производство товара, дистрибуция и т.д. По мере завершения какого-то блока посты группируются и выкладываются здесь. В этой подборке читайте об аспектах, связанных с производством продукции.

Содержание:

1. Производство. Что с правовой точки зрения важно тут
2. Какими бывают патенты и что они дают?
3. А есть ли аналоги патента?
4. «За» и «против» оформления патента
5. Оформляем отношения с сотрудниками, разрабатывающими продукт
6. Разработку заказываем, но трудовые отношения не оформляем – как защититься?
7. Договор подряда: как заказать Х и не получить Y
8. Зарубежное производство? Подумайте о применимом праве

 

1. Производство. Что с правовой точки зрения важно тут?

Итак, старт бизнеса мы с вами разобрали, теперь углубимся в отдельные направления. Предположим, вы не просто перепродаёте какой-то товар, но и производите его (не важно, своими силами или привлечёнными). Какие тут нюансы?

1. Вы придумали что-то оригинальное или очередной продукт «из серии»? В первом случае, возможно, имеет смысл задуматься о патентовании. И сделать это важно на этапе запуска товара, иначе потом не удастся доказать новизну идеи. Также стоит подумать об альтернативных формах защиты.

2. Как правильно оформить отношения с теми, кто разрабатывает продукт: придумывает концепцию, дизайн, техническое решение и т.д.? Это могут быть ваши сотрудники, фрилансеры или сторонние компании – с каждой категорией свои нюансы в оформлении правоотношений.

3. Что прописать в договоре с подрядной организацией, которая непосредственно воплощает идею в материальный объект? Находится она в России или за рубежом? Качество товара, ответственность, применимое право, подсудность – много чего любопытного.

Шаг за шагом разберём с вами все эти пункты. Если интересны ещё какие-то аспекты, оставьте заметочку в комментариях – с радостью затрону и их.

 

2. Какими бывают патенты и что они дают?

Если вы придумали нечто уникальное, что позволяет быть на шаг впереди конкурентов, то порой такое преимущество выгодно закрепить. Помочь в этом могут патенты.

💠 Что они защищают?

✏️ Промышленный образец – внешний вид изделия. Актуально для украшений, аксессуаров, мебели и т.д.

✏️ Изобретения – устройство / вещество / способ применения продукта / способ его воздействия на что-либо на качественно новом уровне. Например, агрегат для обирания кустов клубники, заменяющий ручную сборку ягод.

✏️ Полезная модель – техническое решение, относящееся к устройству, делающее работу чего-либо рациональнее, удобнее, лучше. Например, вы придумали камин, который сам аккуратно собирает золу в специальный отсек за счёт отъезжающей заслонки и выдвигающихся щёток.

💠 Главная цель получения патента – возможность пресекать любые попытки конкурентов нажиться за счёт вашей идеи.

 

3. А есть ли аналоги патента?

Получать патент дорого (от 30 000 р.) и долго (от 7 мес.). Такие вложения не всегда целесообразны. Но есть ли альтернативы? Да, по крайней мере, для патента на промышленный образец, защищающий внешний вид изделия. Речь об авторском праве, которое распространяется на дизайн изделия.

Например, у вас свой бренд одежды. С учётом сроков получения патента на промышленный образец (16-18 мес.) и требований индустрии моды (ежесезонная смена коллекций) тратить усилия на патентование просто бессмысленно. Авторское право прекрасно защитит ваши интересы и так, без каких-либо формальных процедур.

Патент на промышленный образец скорее актуален для долгоиграющих продуктов: техника, мебель. Хотя и здесь бизнесменам удавалось отстоять свои права за счёт авторского права. Подробнее читайте в статье: «Дизайн изделия: авторское или патентное право?«.

А вот с полезными моделями и изобретениями дела обстоят хуже: либо патенты, либо ничего. Так что при принятии решения, оцените все «за» и «против».

 

4. «За» и «против» оформления патента

✅ Ключевое «за» – исключительное право на коммерческую выгоду от использования своей разработки. Нарушителям придётся выплатить компенсацию до 5 000 000 рублей или рыночную стоимость права пользования в двойном размере.

И, конечно, не стоит забывать про престиж. Фраза на сайте или упаковке о запатентованной формуле / продукте – основание для доверия и уважения потребителей. На и конечно, просто бальзам на душу любого бизнесмена и повод для гордости.

⛔️ «Против»чики:

Длительная процедура регистрации. Для полезной модели – 7-10 мес., изобретения и промышленного образца – 16-18 мес.
Стремительное развитие рынка и технологий. Только вы что-то придумали, кажется, конкурентам не угнаться, а завтра ваше решение уже считается морально устаревшим. В итоге патент есть, но конкурентного преимущества от него уже нет.
Лёгкость обхода. Защищается не идея, а конкретный способ/визуализация. Достаточно внести отдельные коррективы, и о нарушении ваших прав речи уже не будет.
Закон vs. реальность. Увы, зачастую нарушение есть, а нарушителя нет. Или даже если он есть, то брать с него нечего.

Что думаете вы с учётом сказанного? За или против оформления патентов?

 

5. Оформляем отношения с сотрудниками, разрабатывающими продукт

Итак, вы собрались что-то производить: одежду, флешки, тренажёры – не важно. Важно то, что раз речь о бизнесе, а не хобби, то придётся кого-то привлекать. Сотрудников, фрилансеров или сторонние организации. И сейчас мы говорим именно о создании творческого продукта: эскиза, макета, 3D-модели, новой технологии и т.д. – а не штамповке экземпляров по уже созданному образцу.

И тут одно очень важное правило: все права возникают у автора – у того, кто непосредственно воплотил идею в жизнь, а не просто придумал что-то. Это значит, что даже если вы дали исполнителю чёткое ТЗ – хочу выпускать комиксы с главным героем в виде ёжика розово-лилового цвета и глазами в форме звёздочек, нарисуй – автором созданного персонажа будет именно художник.

В связи с этим обязательно озаботьтесь документальным оформлением перевода исключительных прав на себя / свою компанию.

Если речь о сотрудниках, варианта два:
1. Чётко пропишите в трудовом договоре, что разработка дизайна / технического решения / устройства входит в служебные обязанности работника.
2. Если человеку такая задача поставлена в качестве разовой акции, оформите её в виде служебного задания.

Подробнее о защите интеллектуальной собственности читайте в телеграм-канале «Pro IP»

 

6. Разработку заказываем, но трудовые отношения не оформляем – как защититься?

Не секрет, что многие компании пытаются избежать расходов, связанных с оформлением трудовых отношений. Но это вовсе не повод вообще не подписывать каких-либо бумаг.

Для защиты прав на разработку подойдут четыре договорные конструкции:
♦️ договор авторского заказа (тех. задание ➡️ исполнение ➡️ переход прав к заказчику),
♦️ договор подряда (то же самое, только контрагентом выступает не человек, а компания или ИП),
♦️ договор отчуждения исключительных прав (приобретаем права на уже созданный результат),
♦️ лицензионный договор (автор остаётся правообладателем, но мы можем использовать разработку в своей деятельности).

Не забудьте при этом зафиксировать результат творческого процесса. Разработали приложение? – Зафиксируйте в акте скриншоты и код. Придумали дизайн? – Прикрепите снимки или зарисовки. А то в судебной практике частенько попадаются решения, согласно которым задание-то было, но вот, что именно в результате его выполнения появилось, не ясно. Это правило касается исполнителей любой категории, в том числе сотрудников.

 

7. Договор подряда: как заказать Х и не получить Y

Предположим, вы придумали рецепт нежнейшего паштета из медвежатины и оригинальную форму его расфасовки. Даже упаковку успели защитить патентом на промышленный образец. Но это, согласитесь, только начало. Теперь продукт нужно стабильно производить, продвигать и реализовывать. Что же учитывать при производстве?

⚠️ Самое главное – зафиксировать все важные для вас нюансы в договоре подряда с заводом.

Минимум, который должен быть в любом случае (иначе договор будет считаться незаключённым, сколько бы печатей там не стояло):
🔹 объём и содержание работ,
🔹 результат работ,
🔹 начальный и конечный сроки выполнения работ,
🔹 цена.

Также стоит расписать:
🔸 критерии к качеству результата,
🔸 порядок приёмки,
🔸 ответственность за нарушение.

 

8. Зарубежное производство? Подумайте о применимом праве

Этот совет актуален вообще для всех внешнеэкономических сделок. Не проблема сделать договор двуязычным. Вопрос в том, право какой страны будет применяться в случае возникновения разногласий.

Конечно, куда проще указывать российское право – всегда будете чувствовать себя уверенней. Если же контрагент настаивает на праве своей страны, то постарайтесь узнать о последствиях хотя бы по ключевым направлениям.

Например:
🔻 у кого возникают права на разработку (если её тоже делают за рубежом),
🔻 на ком риски случайной гибели товара и до какого момента,
🔻 последствия за просрочку исполнения по оплате или отправки готового товара и т.д.

Если вы ничего не укажете в договоре, будет действовать право страны производителя товара.

Поделиться в социальных сетях:

Добавить комментарий